Участники круглого стола на тему «Снижение бюрократической нагрузки в системе образования», который прошел в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, обсудили дальнейшие шаги в этом направлении и законодательные инициативы, готовящиеся для их реализации.

В Совете Федерации обсудили меры по снижению бюрократической нагрузки

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о нынешней ситуации с бюрократической нагрузкой в системе образования и той работе, которая ведется под руководством ведомства для ее сокращения. Он отметил необходимость снижения объёма базовой документации, которую ведут педагоги, количества мониторингов в системе образования, оптимизации информационных систем, определения перечня обязательных документов для ведения преподавателями.

По его словам, в ходе пилотного проекта по снижению бюрократической нагрузки в системе образования, участниками которого стали 24 образовательные организации разного уровня образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Пензенской, Нижегородской и Новосибирской областей, определены основные подходы и дальнейшие шаги в данном направлении. «Сейчас мы вышли на финишную прямую, когда нужно принимать нормативные акты, вносить поправки в закон «Об образовании», – сообщил Анзор Музаев.

Он рассказал также, что в ходе встреч и обсуждений с учителями определены шаги, которые должны сделать процедуру проведения всероссийских проверочных работ максимально удобной и комфортной, освободить учителей от необходимости загрузки дополнительных данных, автоматизировав этот процесс.

Анзор Музаев отдельно остановился на мониторингах системы образования, проводимых различными ведомствами, которые также нагружают образовательные организации работой по внесению в информационные системы различных данных. По его словам, Рособрнадзор уже отказался от ряда своих мониторингов. «Существует много информационных систем, и нам всем нужно договориться, провести ревизию, чтобы мониторинги не дублировали друг друга и чтобы в эти информационные системы загружать только актуальную информацию», — сказал глава Рособрнадзора.

Советник руководителя Рособрнадзора, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки Наталья Алтыникова подробно рассказала об имеющихся в настоящее время проблемах и законодательных инициативах, готовящихся для их решения.

По ее словам, в 2024 году необходимо внести поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые наделят Минпросвещения и Минобрнауки полномочиями по формированию перечня документов для преподавателей вузов, организаций СПО и воспитателей детских садов, за пределами которого никто не сможет требовать от них ведения иной документации, как это уже было сделано для учителей школ. Также необходимо законодательно запретить запрашивать документы за пределами утвержденного перечня, определить основания для запросов информации у образовательных организаций и разрешить им не отвечать на запросы, направленные без оснований. Кроме того, необходимо внести поправки в КОАП, вводящие административную ответственность за запросы и требования свыше установленных законодательством норм.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова рассказала, что в ходе мероприятий комитета и встреч в регионах учителя часто поднимают тему нехватки времени для выполнения своих прямых обязанностей из‑за многочисленной отчетности.  «Одновременно с обучением педагог на всех уровнях образования выполняет важную миссию по воспитанию достойного гражданина нашей страны, любящего свою Родину, готового защищать ее суверенитет и созидать во имя ее развития. Педагог должен отдавать все силы воспитанию и обучению детей, не отвлекаясь на заполнение бюрократической отчетности», – отметила она.

В обсуждении приняли участие заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, заместитель Губернатора Севастополя Игорь Михеев, представители регионов и образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте по снижению бюрократической нагрузки в системе образования.

В заключении Наталья Алтыникова рассказала, что рабочей группой подготовлен типовой перечень мероприятий, которые необходимо реализовать на уровне регионов, чтобы улучшить ситуацию с бюрократической нагрузкой в системе образования, и попросила сенаторов взять под контроль эту работу в своих регионах.